Коллективная молитва (Аль-Джама‘ат) – коллективная обязанность для свободных от рабства, совершеннолетних, проживающих в данной местности мужчин, не имеющих оправдания для его невыполнения. Аль-Джама‘ат в Пятничном Намазе (Аль-Джуму‘аh) является индивидуальной обязанностью по отношению к вышеперечисленным лицам, если среди них есть не менее сорока мукалляфов[а] – мустаутын (мустаутын – человек, намерившийся проживать в данной местности всю жизнь) проживающих в домах.
Джуму‘аh не является обязательным (фардом) для мусульман:
— живущих в палатках,
— намерившихся остановиться в данной местности менее чем на полные четыре дня, кроме дней приезда и отъезда;
— проживающих в отдаленной местности, в том случае, если они не услышали бы призыв му`аззина (призывающий к Намазу) к Молитве с ближайшей окраины населенного пункта, в котором проводится Аль-Джуму‘аh.
Сказано в Кур`ане (Cура «Аль-Джуму’аh»):
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِن يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَىٰ ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَٰلِكُمْ خَيْرٌ لَّكُمْ إِن كُنتُمْ تَعْلَمُونَ
Это означает: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаhа и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали!».
УСЛОВИЯ ПЯТНИЧНОГО НАМАЗА 4:
- Наступление времени Намаза Аз-Зуhр (Послеполуденной молитвы) пятничного дня;
- Две проповеди до выполнения Намаза Аль-Джуму’аh, которые должны слушать не менее сорока мужчин свободных от рабства, совершеннолетних, мустаутын – постоянно проживающих в данной местности;
- Чтобы Намаз Аль-Джуму’аh выполнялся коллективно вместе с вышеупомянутыми 40-ка мустаутын;
- Чтобы этот Намаз был единственным пятничным Намазом в данной местности. В случае, если молящиеся могли собраться в одном месте, но совершили два Намаза Аль-Джуму’аh, то действительный из них тот, такбиратуль-ихрам (слова «Аллаhу Акбар» в начале Намаза) которого был произнесен первым. Если же мусульмане не могут собраться в одном месте, то оба Намаза считаются действительными, так как есть оправдание.
Какие обязанности следующего за имамом?
Пятница имеет особое значение для мусульман, являясь благословенным и самым лучшим днем недели. В этот прекрасный день мужчины мусульмане должны выполнить Намаз Аль-Джуму’аh (выполняемый лишь коллективно), о правилах выполнения которого мы продолжим говорить в сегодняшней статье, а именно, расскажем об условиях выполнения коллективного Намаза (джама’ат), знание которых необходимо тому, кто собирается выполнять молитву не индивидуально, а в коллективе мусульман.
Итак, обязанности мусульманина, выполняющего Намаз, следуя за имамом в пятничном и других Намазах следующие:
— Не стоять впереди имама.
— Не опережать его в произнесении Такбират «Аль-Ихрам»[1].
Намаз нарушается даже при одновременном произнесении Такбират «Аль-Ихрам». Нельзя приступать к произнесению Такбират «Аль-Ихрам», пока имам полностью не произнесет свой Такбир.
— Нельзя опережать имама в одном рукне-действии.
Намаз нарушается при опережении имама без оправдания в двух последовательных длинных рукнах-действиях или в одном длинном и одном коротком рукне-действии[2].
— Намаз нарушается при отставании от имама на два рукна-действия без оправдания и при отставании от имама более чем на три длинных рукна-действия, даже с оправданием. Например, если отстал от имама по причине того, что дочитывал Суру Аль-Фатихаh, а имам, совершив руку’ и два саджда, сидит для чтения ташаhhуд или же встает, то следующий за имамом:
а) если еще не закончил чтение Суры Аль-Фатихаh, тогда прекращает ее чтение и переходит сразу в тот рукн, в котором находится имам. А после завершения имамом Намаза салямом, встает и дочитывает один ракя’ат;
б) если молящийся успел закончить чтение Суры Аль-Фатихаh до этого, то он продолжает Намаз по своей последовательности.
— Знать последовательность действий своего имама.
— Ма`мум (молящийся, следующий в коллективном Намазе за имамом) и имам должны находиться в мечети. Иначе расстояние между ними должно быть не более трехсот локтей (около 150 метров).
— Между ними не должно быть преграды, препятствующей проходу (вне мечети). Например, если имам и ма`мум будут находиться в разных комнатах, между которыми заперта дверь, то их коллективный Намах недействителен.
— Должны совпадать действия их Намазов, то есть не является правильным чтение одного из пяти обязательных Намазов за имамом, выполняющим погребальную молитву (джаназа), ведь действия этих Намазов различаются: в джаyаза-Намазе нет ни поясного, ни земного поклонов.
— Не должно быть явного расхождения с имамом в действиях-сунне. Например, имам встает, не читая первый ташаhhуд, а ма`мум сидит для его чтения, или же имам выполняет сунну – суджуд-саhу по забывчивости, а ма`мум не следует за ним.
— Ма`мум в Намазе Аль-Джуму’аh при Такбират «Аль-Ихрам» должен иметь намерение «следовать за имамом». А в других Намазах намерение должно быть перед тем, как следовать за имамом, или долго его ждать.
Имаму нужно иметь намерение «быть имамом» в Намазе Аль-Джуму’аh, в назр-Намазе в случае, если был дан обет выполнить его коллективно, и в повторном Намазе[3], а в других Намазах это – сунна.
_________________________________________
[а]Мукалляфом является:
— умственно здоровый;
— достигший половой зрелости;
— до которого дошла основа Призыва к Исламу на понятном для него языке.
[1] – Слов «Аллаhу Акбар».
[2] – Примеры длинного рукна-действия: Ар-Руку’, Ас-Суджуд, Аль-И’тидаль. Примеры короткого рукна-действия: сидение между двумя Суджудами.
[3] – Намаз, выполняемый второй раз коллективно после того, как уже был выполнен молящимся.