Вера в судьбу

2110

Некоторые ученые говорили: «Судьба – это предопределение созданным, как Вечно знал и хотел Аллаh. Аллаh создает их в то время, которое определено Им». В это созданное входят произвольные и непроизвольные действия человека, добро и зло. Доказательством этому является ответ Пророка Мухаммада, Ангелу Джибраилю, мир Им, когда Он спросил о Вере:

الإِيمَانُ أَنْ تُؤْمِنَ بِاللهِ وَمَلائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَاليَوْمِ الآخِر وَتُؤْمِنَ بِالقَدَرِ خَيْرِهِ وَشَرِّهِ رَوَاهُ مُسْلِم

Это значит:  «Вера – это значит верить в Аллаhа, в Его Ангелов, в Его Книги, в Его Посланников, в Судный День, и верить в судьбу – в Предопределение добра и зла». Передал имам Муслим.

Одна из основ имана (веры) – вера в предопределение созданиям Аллаhа, как вечно знал и хотел Создатель. Мусульманин должен придерживаться убеждения, что Аллаh предопределил каждому из Своих созданий все, что с ним произойдет – его судьбу и это предопределение неотвратимо, его нельзя ничем изменить. В Кур‘ане сказано (25:2):

وَخَلَقَ كُلَّ شَيْءٍ فَقَدَّرَهُ تَقْدِيرًا
– «Аллаh сотворил все, предопределив каждому из созданного все, что с ним будет, и дал каждому из них свое предназначение». Также в Кур‘ане сказано (33:38):

وَكَانَ أَمْرُ اللَّهِ قَدَرًا مَقْدُورًا
– «Будет так, как предопределено Аллаhом».

То, что произойдет до Конца Света записано на Доске Судеб (аль-ляух аль-махфуз). Имам Муслим передал хадис, в котором говорится о том, что «за 50 тысяч лет до создания небес и земель, по Воле Аллаhа на Доске Судеб было записано все, что будет до Конца Света». Все, что происходит в мире: добро или зло, счастье или горе, грех или покорность Богу происходит по Воле Аллаhа. Никто не может совершить что-либо, кроме того, что ему предопределено Богом. Также никто не может приобрести для себя пользу или нанести вред, кроме как по Воле Аллаhа. Только Аллаh дает веру тем, кому хочет, и только Он затворяет сердца неверующих. Всякое намерение, слово и действие созданий Аллаhа происходит по Его Воле. Имам Аль-Байhакый передал, что когда имама Аш-Шафи‘ий спросили о судьбе, он ответил: «О, Аллаh! Что хотел Ты – было, даже если я не хотел, а если бы даже я захотел – того не будет, если на то нет Твоей Воли. Ты создал рабов так, как Ты знал. По Твоему Знанию происходит то, что Ты хотел, чтобы произошло и с юношей и со стариком. Одного Ты одарил верой, а другого – нет. Этому помог в соблюдении, а тому – нет. Некоторые несчастны, а другие счастливы. Один некрасивый, а другой прекрасный».

Вера в Судьбу включает в себя и веру в предопределение добра и зла. Добро, вера, покорность Всевышнему происходят по Воле и Предопределению Аллаhа. Он повелел это и одобряет. Совершение зла и грехов также происходит по Воле и предопределению Аллаhа, но Он не повелел их совершать и не одобряет это. Если бы Аллаh не хотел совершения грехов грешниками и соблюдения богобоязненными, то не создал бы Рай и aд. Некоторые люди считают, что «Бог создает только добро, а зло – шайтан», тем самым приписывая Аллаhу слабость и соучастника, и противореча сказанному в Кур‘ане (12:21):

وَاللَّهُ غَالِبٌ عَلَى أَمْرِهِ
– «Никто не может противостоять Его Воле».

Аллаh наделил человека волей и возможностью выбора: какие действия ему совершать, а какие нет, но воля человека подвластна Воле Аллаhа. Только Аллаh – Создатель всех наших намерений, решений и дел. В Кур‘ане сказано (81:29):

وَمَا تَشَاءُونَ إِلا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ رَبُّ الْعَالَمِينَ
– «То, что вы хотите, – создано Аллаhом, Господом миров, и происходит это по Его вечной Воле». Наличие выбора влечет за собой и наличие ответственности за свой выбор. Знание того, что является разрешенным в религии, а что – нет, переданное нам через Пророков, помогает делать правильный выбор и избежать того, что может быть причиной наказания в Судный День. Кто-то может задать вопрос: «А как сочетается наличие у человека возможности выбора с неотвратимостью предопределения?» В качестве ответа на этот вопрос приведем пример для понимания. Допустим, что перед каким-то человеком встала необходимость выбора одного из нескольких вариантов действий. Пока он находится в процессе выбора, он не знает, какой из имеющихся у него вариантов, в конце концов, он предпочтет. Но Аллаh вечно знал, что этот человек в определенный момент времени будет стоять перед конкретным выбором, и что он в результате выберет. Поэтому выбор человека не влияет на его судьбу, предопределенную ему Всезнающим Аллаhом. Имам Аш-Шафи‘ий передал, что когда один человек спросил имама ‘Али о судьбе, то в ответ услышал: «Это скрыто Аллаhом, не мучай себя». Когда спрашивающий стал настаивать на ответе, имам ‘Али ответил: «Если ты очень хочешь знать об этом, то это одно между двух состояний: не по принуждению и не самостоятельно».

Предопределение – это тайна Аллаhа, скрытая от Его созданий. Ни Пророки, ни лучшие из Ангелов не были об этом осведомлены. Мы узнаем что-то из того, что нам предопределено, по факту случившегося с нами, как например, потеря имущества, болезнь, рождение ребенка. Поскольку это событие случилось, значит, это нам было предопределено, и по-другому или в другое время этого не могло произойти. Имам Аль-Байhакый передал от имама ‘Али следующие слова: «Воистину, не будет веры в сердце каждого из вас, пока не будет убеждения без сомнения в том, что ниспослано и предопределено ему, неизбежно случится именно с ним. А что не предопределено ему, то никогда с ним не случится и надо верить в то, что все предопределено (в судьбу). На все есть судьба».

Что хочет Аллаh – происходит, а чего Он не хочет – не происходит, и это не меняется ради мольбы или милостыни кого-либо. Если бы Аллаh изменил Свою Волю ради мольбы кого-либо, что является абсурдным, то изменил бы ее ради мольбы Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение. Однако Посланник Аллаhа рассказывал:

سَأَلْتُ رَبّي أَرْبَعًا فَأَعْطَاني ثَلاثًا وَمَنَعني وَاحِدَةً، سَأَلْتُهُ أنْ لاَ يُكْفِرَ أُمَّتِي جُمْلَةً فَأعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُهُ أَنْ لاَ يُهلِكَهُم بِما أَهْلَكَ بِهِ الأممَ قَبْلَهُم فَأَعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُهُ أَنْ لاَ يُظْهِرَ عَلَيْهِم عَدُّوًا مِنْ غَيرهِم فَيَسْتَأْصِلَهُم فَأَعْطَانِيهَا، وَسَأَلْتُهُ أَنْ لا يَجْعَلَ بَأْسَهُمْ بَيْنَهُم فَمَنَعْنِيهَا
– «Я обратился к Аллаhу с четырьмя просьбами и только три из них исполнились: я просил, чтобы большинство мусульман из моей общины не отступили от веры, и это было исполнено; просил, чтобы Аллаh не покарал мою общину, как это случилось с предыдущими общинами, и это было исполнено; просил у Аллаhа, чтобы враги Ислама не смогли уничтожить всех мусульман, и это было исполнено; и просил у Аллаhа, чтобы мусульмане моей общины не воевали между собой, но Аллаh не исполнил эту просьбу» (передал хафиз ‘Абдур-Рахман от Абу hурайры). В подобном изречении, которое было зафиксировано у имама Муслима, передано, что Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал:

سَأَلْتُ رَبِّي ثَلاَثًا فَأَعْطَانِي ثِنْتَيْنِ وَمَنَعَنِي وَاحِدَةً
– «Я обратился к Аллаhу с тремя просьбами, и только две из них были исполнены». В конце этого изречения передано:

قَالَ لي يَا مُحَمَّدُ إنِّي إِذَا قَضَيْتُ قَضَاءً فَإِنَّهُ لاَ يُرَدُّ
– «Сказал Аллаh: “О, Мухаммад! Если было предопределено что-либо, то это неизменно».

Аллаh охраняет знание о предопределении от людей и запрещает им доискиваться его и возмущаться тем, что происходит по предопределению Творца, как сказано в Кур‘ане (21:23):

لا يُسْأَلُ عَمَّا يَفْعَلُ وَهُمْ يُسْأَلُونَ
– «Его (Аллаhа) не спрашивают о том, что Он делает, а сами они будут спрошены (в Судный День рабы Божьи будут отвечать за свои деяния)».