Необходимо верить в существование святых и их Караматов.
Святой (уалий, «аулия») – это верующий, соблюдающий повеления Аллаhа. Аллаh сказал (Сура «Юнус», Аят 62-63):
﴿أَلا إِنَّ أَوْلِيَاءَ اللَّهِ لَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ * الَّذِينَ آَمَنُوا وَكَانُوا يَتَّقُونَ﴾
что означает: «Аулия Аллаhа не испытают ни страха, ни печали (в Судный День). Это такие рабы Аллаhа, которые уверовали в Него и являются богобоязненными (выполняют все Повеления, избегают всех запретов)».
Также сказано в Кур`ане (Сура «Фуссилят», Аят 30):
﴿إِنَّ الَّذِينَ قَالُوا رَبُّنَا اللَّهُ ثُمَّ اسْتَقَامُوا تَتَنَزَّلُ عَلَيْهِمُ الْمَلَائِكَةُ أَلَّا تَخَافُوا وَلَا تَحْزَنُوا وَأَبْشِرُوا بِالْجَنَّةِ الَّتِي كُنْتُمْ تُوعَدُونَ﴾
Это означает: «Воистину, к тем, которые уверовали в Аллаhа и были благочестивыми (достигли степени Аулия), нисходят Ангелы милости с радостным известием, чтобы они не печалились и не боялись, так как их ждет Рай».
Святые описаны качеством, названным «Аль-Истикамаh». Это неотступное следование путем выполнения обязательного, удерживания себя от грехов и выполнения в большом количестве какой-либо Сунны (желательных благодеяний).
Также некоторым святым присущи Караматы.
Карамат – это необыкновенное явление, которое появляется у соблюдающего верующего и этим оно отличается от колдовства и иллюзионизма. А от Чуда Караматы отличаются тем, что Чудо дается для подтверждения Пророчества, а Карамат дается в качестве доказательства правдивости следования обладателя этого Карамата за своим Пророком.
Карамат может появиться у святого по его желанию. Некоторые из них говорили: «Может быть такое, что тот, у кого он не выявляется, лучше, чем тот, у кого оно явный, потому что кашф (раскрытие чего-либо из скрытого) может быть дан для укрепления его Веры и сердца».
Поэтому Караматы не были в большом количестве среди сподвижников, но часто случались среди тех, которые появились после них.
Еще святой отличается от Пророка тем, что святой может совершать малые и большие грехи, но при этом он защищен от неверия. Доказательством этому является Хадис, переданный от Абу hурайры (передал Аль-Бухарий в своем сборнике: книга «Ар-Рикак», раздел «Ат-Тауаду’»), в котором сказано, что Пророк, мир Ему, сказал, что Аллаh сказал:
من عادى لي وليًّا فقد ءاذنته بالحرب. ولا يزال عبدي يتقربُ إليَّ بالنوافل حتى أحبَّه فإذا أحببته كنت سمعَه الذي يسمعُ به وبصره الذي يُبصِر به ويده التي يَبطِش بها ورجله التي يمشي بها
Это означает: «Кто враждует с Моими Святыми, тот находится в большой опасности. Тот, кто помимо обязанностей стремится соблюдать больше нафль (необязательные благодеяния), то он из тех, кого любит Аллаh. Если человек достигнет такой степени, тому Аллаh дает особый слух, особое зрение, особые шаги и особую силу рук».
А в передаче Ат-Табараний от Хузайфа сказано: ويكون من أوليائي وأصفيائي«…И он будет из числа моих святых». Цепочка этой передачи хасан (хорошая) и гариб, как сказал Аль-Хафиз Ибн Хаджар (См. «Фатх Аль-Барий» (11/342): «От Хузайфы сокращенно передал Ат-Табараний. Цепочка этого Хадиса – хасан, гариб».)
Нет сомнений, что тот, кто был святым Аллаhа сохранен от попадания в неверие. Он не произнесет никаких слов неверия кроме случаев, когда покинет его разум: в таком случае, возможно, что он произнесет слова неверия, однако не отступает от Ислама, поскольку в данном случае есть оправдание (так как человек не отвечает за свои поступки и слова в то время, когда он теряет разум).
Доказательством того, что святые обладают Караматами являются Аяты из Кур`ана. Передается, что когда Пророк Сулейман, мир Ему, находясь в Палестине, хотел, чтобы трон царицы Йемена по имени Балькыс был доставлен Ему. Ее трон был очень большим и Сулейман, мир Ему, обратился к присутствующим с вопросом о том, кто доставит Ему трон царицы.
Сказано в священном Кур`ане(Сура 27 «Ан-Намль», Аят 38-40):
]قَالَ يَا أَيُّهَا المَلأُ أَيُّكُمْ يَأْتِينِي بِعَرْشِهَا قَبْلَ أَن يَأْتُونِي مُسْلِمِينَ $ قَالَ عِفْريتٌ مِّنَ الْجِنِّ أَنَا ءاتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن تَقُومَ مِن مَّقَامِكَ وَإِنِّي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ قَالَ الَّذِي عِندَهُ عِلْمٌ مِّنَ الْكِتَابِ أَنَا ءاتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن يَرْتَدَّ إِلَيْكَ طَرْفُكَ فَلَمَّا رَءاهُ مُسْتَقِرًّا عِندَهُ قَالَ هَذَا مِن فَضْلِ رَبِّي لِيَبْلُوَنِي أَأَشْكُرُ أَمْ أَكْفُرُ وَمَن شَكَرَ فَإِنَّمَا يَشْكُرُ لِنَفْسِهِ وَمَن كَفَرَ فَإِنَّ رَبِّي غَنِيٌّ كَرِيمٌ[
Это означает: «Обращаясь к присутствующим, Пророк Сулейман сказал: «Кто из вас доставит ее трон прежде, чем они придут ко мне покорными». ‘Ифрит из джиннов сказал: «Я доставлю его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места, ведь я силен и верен». Тот, кто был знающ в религиозных знаниях сказал: «Я доставлю его прежде чем вернется к тебе твой взор (в мгновение ока)». Когда же Пророк Сулейман увидел, что Ему доставили трон, сказал: «Это по милости Господа моего, воистину, тот, кто благодарен Богу, тот делает благо самому себе. А тот, кто не уверовал в Аллаhа, то, воистину, Аллаh не нуждается ни в ком и ни в чем»».
Из этих Аятов нам понятно, что как бы ни был ‘ифрит силен, но благочестивый человек – святой, по воле Аллаhа сильней его. В Аяте сказано о человеке по имени `Асыф ибн Бархыя, который был из аулия. Именно он был у Пророка Сулеймана, мир Ему, когда сказал Ему: «Я доставлю его в мгновение ока».
Также передано имамом Ат-Тирмизий и другими, что Пророк, мир Ему, сказал:
اتقوا فِراسَة المؤمن فإنه ينظر بنور الله
В этом Хадисе дано знать, что верующий имеет особый взгляд. Воистину, Аллаh дарует ему видеть то, что остальные не замечают.
Также передается в достоверном Хадисе о том, как ‘Умар воззвал к главе армии по имени Сарияh Ибн Зунайм, который находился в местности Наhауанд:
«يا ساريةُ الجبلَ الجبلَ», это означает «О, Сарияh, гора! Гора!», предупредив его тем самым об опасности за горой. И Сарияh услышал обращение ‘Умара, находившегося на тот момент в Медине, несмотря на очень большое расстояние.
Передал это изречение Аль-Байhакый. Аль-Хафиз Ибн Хаджар назвал этот Хадис достоверным и хорошим («Аль-Исабаh фи тамйиз Ас-Сахабат» 2/3).
Следует отметить, что несмотря на прекрасные качества святых мусульман, лучшими созданиями Аллаhа являются Пророки, мир Им всем.
Сказал имам Абу Джа’фар Ат-Тахауий в своей книге по Вероубеждению: «Мы не отдаем предпочтение ни одному святому ни перед одним Пророком, мир Им. Мы говорим, что один Пророк лучше, чем все святые».
Эти слова опровергают тех, которые говорят о превосходстве некоторых имамов над Пророками. На самом деле святой заслуживает степени святости, следуя за Пророком при выполнении благих дел и соблюдая Шари’ат этого Пророка. Поэтому абсурд, чтобы он (святой) был лучше Пророка или наравне с Ним.
В одном из Аятов Кур`ана (Сура 6 «Аль-Ан‘ам», Аят 86), в котором перечислены имена некоторых из Пророков, сказано:
﴿وَكُلًّا فَضَّلْنَا عَلَى الْعَالَمِينَ﴾
Это означает: «Все Пророки – лучшие из всех созданий».
При этом нельзя толковать этот Аят так, что якобы в нем идет речь о времени, в котором жили эти упомянутые Пророки. Такое толкование запрещено и не имеет под собой доказательств.
Просим Аллаhа даровать нам быть соблюдающими и достичь степени Аулия.