После смерти Пророка Мухаммада, мир Ему, Его сподвижники и благочестивые ученые нашей религии, стремясь принести больше пользы для мусульман и приумножить благие деяния, ввели множество прекрасных нововведений в Ислам. Одним из таких благочестивых и разрешенных новшеств является празднование Маулида в месяц Раби‘уль-`Аууаль, в котором родился Пророк, мир Ему. Мусульмане, выражая свою радость и любовь к наилучшему из созданий Аллаhа, на протяжении всего месяца отмечают Маулид.
Ученые подтвердили и одобрили такие нововведения, поскольку Посланник Аллаhа, мир Ему, в своих изречениях разъяснил мусульманам критерий их разделения. На основе этих правил теологи Ислама и вводили новшества.
Кроме того, Пророк, мир Ему, никогда не говорил, что какие-либо деяния, совершенные мусульманами, в будущем будут отвергнуты лишь из-за того, что сам Пророк, мир Ему, не совершал их. По причине того, что в настоящее время встречаются такие люди, которые отрицают вообще всякие нововведения в Исламе, возникает необходимость разъяснения данной темы для мусульман.
Для начала определим: Что такое «новшество»? Согласно арабскому языку новшество (с араб. «бид‘аh») – это то, чего не было раньше. Согласно Шари‘ату новшество – это то, о чем не упомянуто ни в Кур`ане, ни в Хадисах (изречениях Пророка Мухаммада, мир Ему).
Разделение новшеств на дозволенные и запрещенные ученые вывели, основываясь на Хадис от Джарира ибн ‘Абдуллаhа Аль-Баджалий, переданном Имамом Муслимом в книге «Съахих Муслим» (главы «Аль-‘Ильм», «Аз-Закят»). Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
مَنْ سَنَّ فِي الإِسْلامِ سُنَّةً حَسَنَةً فَلَهُ أَجْرُهَا وَأَجْرُ مَنْ عَمِلَ بِهَا بَعْدَهُ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَنْقُصَ مِنْ أُجُورِهِمْ شَيْءٌ وَمَنْ سَنَّ فِي الإِسْلامِ سُنَّةً سَيِّئَةً كَانَ عَلَيْهِ وِزْرُهَا وَوِزْرُ مَنْ عَمِلَ بِهَا مِنْ بَعْدِهِ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَنْقُصَ مِنْ أَوْزَارِهِمْ شَيْءٌ
Это означает: «Тому, кто вводит в Ислам благое новшество, воздается вознаграждение за него, а также он удостаивается вознаграждения тех, кто последовал ему в этом деле, при этом их вознаграждение не уменьшается. Тому же, кто вводит в Ислам плохое новшество, записывается грех, а также грех тех, кто последовал этому, при этом не убавляются их грехи».
На основе этого изречения Пророка, мир Ему, Исламские ученые разделяли нововведения на одобряемые (дозволенные) и запрещенные.
Одобряемые новшества – это новшества, не приводящие к отклонению от правильного пути и не противоречащие Кур`ану и Хадисам.
Одно из одобряемых новшеств – аскетизм (с араб. «раhбанийяh»). Это нововведение было введено мусульманами, являвшимися последователями Пророка ‘Иса (Иисуса), мир Ему. Оно заключалось в том, что они удалялись от людей, отказываясь от разрешенных мирских удовольствий, чтобы всецело отдаться поклонению Аллаhу. Аллаh восхвалил этих мусульман за введение аскетизма, хотя это не было предписано им в Священной Книге того времени (Инджиле), а также Пророк ‘Иса , мир Ему, не приказал этого.
В Священном Кур`ане (Сураh 57 «Аль-Хадид», Аят 27) сказано:
وَجَعَلْنَا فِي قُلُوبِ الَّذِينَ اتَّبَعُوهُ رَأْفَةً وَرَحْمَةً وَرَهْبَانِيَّةً ابْتَدَعُوهَا مَا كَتَبْنَاهَا عَلَيْهِمْ إِلَّا ابْتِغَاءَ رِضْوَانِ اللَّهِ
Это означает: «Аллаh наполнил сердца последователей Пророка ‘Иса милосердием и состраданием. Раhбанийю (аскетизм) они ввели сами, – Аллаh не предписывал им этого. И сделали они это только ради того, чтобы достичь одобрения Аллаhа».
Этот Аят доказывает, что в нашей религии есть одобренные новшества.
Благочестивыми Халифами были введены новшества, которые соответствуют Кур`ану и Шари‘ату Пророка Мухаммада, мир Ему. Так Абу Бакр Асъ-Съиддик приказал собрать Кур`ан и назвал экземпляр Кур`ана Мусъхафом. ‘Умар ибн Аль-Хаттаб повелел мусульманам выполнять Намаз Тарауих коллективно за одним имамом, а затем произнес:
نعم البدعة هذه
означающее: «Какое прекрасное новшество!».
‘Усман ибн ‘Аффан добавил первый Азан для пятничного Намаза. До него перед Джуму‘аh мусульмане совершали один Азан. Он добавил еще один Азан, чтобы дать мусульманам время для подготовки к пятничной Проповеди.
Во время правления Имама ‘Алий были введены точки и огласовки в Мусъхафе для удобства чтения Кур`ана. Это новшество ввел Богобоязненный ученый Яхья ибн Я‘мар. Изначально Кур`ан был записан сподвижниками из уст Пророка, мир Ему, без каких-либо точек, различающих буквы. Во время ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза были сделаны михрабы (углубления в мечетях для указания направления на Кыблу) и впервые построены минареты.
Запрещенные новшества – это те новшества, которые приводят к заблуждению и которые не соответствуют Шари‘ату. Они противоречат Кур`ану и Хадисам.
Среди неодобряемых и порицаемых новшеств – искажение имени Бога – Аллаhа. Так, например, некоторые читая Зикр, неправильно произносят Имя Создателя, произнеся только «Алла». Это неправильно и за такое чтение человек не только не получит сауаб, а наоборот получит грех.
Неодобряемым новшеством является совершение Ат-Таяммум (ритуальное очищение землей или песком) на подушке или на ковре, либо на любой другой поверхности, на которой отсутствует земляная пыль.
В месяц Раби‘уль-`Аууаль, хотелось бы кратко рассказать о проведении Маулида.
Во время проведения Маулида, верующие собираются вместе, читают Кур`ан и Зикры, вспоминают о жизни Пророка Мухаммада, мир Ему, кормят людей ради Аллаhа и раздают милостыню. Все эти деяния одобрены в нашей религии и ученые-теологи, как например Хафизъ Ибн Хаджар, Хафизъ ас-Суютый, сделали заключение о дозволенности отмечать Маулид, выражая благодарность Аллаhу за то, что Он даровал верующим Посланника –Мухаммада, мир Ему.
Относительно тех, которые запрещают отмечать Маулид: Как будут поступать те, которые запрещают отмечать Маулид? Запретят все эти новшества или будут выборочно их принимать?! Они, впрочем, так и поступают: запрещают Маулид, но разрешают проставлять точки и огласовки в Мусъхафе и, к примеру, использовать календари для определения времен Намазов, хотя эти календари были введены около трехсот лет тому назад. Тем не менее, эти люди сами печатают их и распространяют.
Те, которые запрещают отмечать Маулид и говорят, что если бы это было благим делом, то сам Пророк, мир Ему, сказал бы об этом, а сами при этом используют проставление точек и огласовок в Мусъхафе, попали в одно из двух положений. Либо они говорят: «Ставить точки над и под буквами, огласовки в Мусъхафе не относится к благим деяниям, так как посланник Аллаhа, мир Ему, не совершал этого и не указал своей общине делать это, но все-таки мы это делаем». Либо они говорят: «Ставить точки над и под буквами, огласовки в Мусъхафе является благим делом, несмотря на то, что Сам Пророк, мир Ему, не совершал этого и не учил этому общину, и мы все-таки делаем это».
В любом из этих двух положений они противоречат сами себе. Это – доказательство, что их поступки противоречат их убеждениям.
Дорогие мусульмане! Призываем вас готовиться к месяцу Маулид и не упускать возможность проявить свою радость в связи с прекрасным событием рождения Пророка Мухаммада, мир Ему. Во многих странах в этот месяц мусульмане украшают улицы, украшают здания, раздают угощения на улице и собирают людей в своих домах для чтения Маулида. В течение всего месяца царит праздничная атмосфера, поэтому призываем всех поступать так же, особенно в то время, когда мир настолько изменился, что поводов для радости осталось не так много.
Просим у Аллаhа, чтобы празднование Маулида Пророка Мухаммада, мир Ему, стало причиной нашего счастья в этой и следующей жизни.