На почет знаний о Единобожии указывают очень многие религиозные тексты. Например, сказал великий имам Абуль-Хасан Аль-Аш’арий, да будет ему милость от Аллаhа:
أَوَّلُ مَا يَجِبُ عَلى الْعَبْدِ الْعِلْمُ بِاللَّهِ وَ رَسُولِهِ وَ دِينِهِ
Это означает: «Первая обязанность раба – знание об Аллаhе, Его Посланнике и религии».
В знания о Создателе входит знание следующих тринадцати из Его сыфатов (атрибутов): Существование (الوجُودُ), Единственность (الوَحْدَانِيَّة), Вечность без начала(القِدَمُ), Бесконечность(البَقَاء), Существование, не нуждаясь ни в ком и ни в чем(القِيَامُبِنَفْسِه), Могущество(القُدْرَة), Воля(الإِرَادَة), Всезнание(العِلْمُ), Всеслышание(السَّمْع), Всевидение(البَصَر), Жизнь(الحَيَاة), Речь(الكَلام), Отличие от созданных(المُخَالَفَة ُلِلْحَوَادِثِ).
Эти сыфаты многократно упоминаются в Кур`ане и в Хадисах Пророка Мухаммада, мир Ему, а также Посланник Аллаhа уделял особое внимание тому, чтобы каждый изучил их значение. Поэтому исламские ученые единогласно сошлись в том, что знать значение этих атрибутов Аллаhа – обязанность каждого мукалляфа[1].
Противоречие, отрицание или издевательство над одним из них – против нашей религии. И тот, кто совершает это, не является мусульманином.
А теперь вкратце расскажем о значении каждого из них:
- Существование
Аллаh существует, и нет сомнения в Его существовании. Аллаh существует Сам по Себе, и никто не дал Ему это Существование. Его Существование не похоже на существование созданных.
- Единственность
Аллаh – Единственный Создатель. Он – Один, но не в значении числа, так как число можно разделить или умножить и т.п., а в значении, что Он не имеет сотоварищей, нет у Него соучастника в божественности.
- Вечность без начала
Нет начала Существования Аллаhа. Он Вечный без начала. И человеческий разум подтверждает это, ведь если бы Аллаh имел начало, то Он нуждался бы в том, кто Его создал, кто дал Ему начало, а это – абсурд. Отсюда следует, что Его Существование вечно.
- Бесконечность
Аллаh не умирает, не исчезает и не меняется. Он существует бесконечно Сам по Себе, и никто не дал Ему эту вечность.
- Существование без нужды в ком- или чем-либо
Аллаh существует Сам по Себе и не нуждается ни в ком и ни в чем, так как нужда не присуща Создателю и абсурд по отношению к Нему, потому что она указывает на слабость.
- Могущество
Аллаh Всемогущ над всем. В понятие «все» входит то, что возможно представить его бытие или небытие. Аллаh Всемогущ создать все, что хотел, и никто не может по препятствовать или помешать Ему в этом. Все, что хотел Аллаh, было,чего не хотел – не было.
- Воля
Воля обязательно присуща Аллаhу, она вечна без начала и без конца и не изменяется. Этим сыфатом Аллаh определяет всему возможно существующему бытие вместо небытия, определенные качества вместо других, в определенное время, а не в другое.
- Знание
Знание Аллаhа – вечное без начала и без конца. Аллаh Всезнающий. Он знает о Себе, о Своих сыфатах и о том, что создает. Его Знание не увеличивается, не уменьшается и не обновляется.
- Всеслышание
Аллаh слышит все слышимое, но Его Слышание абсолютно отличается от слуха созданных. Аллаh слышит, не нуждаясь в органах слуха.
И наш разум подтверждает, что Аллаh обязательно Слышащий, так как, если бы у Аллаhа не было такого сыфата, то Ему была бы присуща глухота, а глухота – недостаток. Аллаhу не присущи недостатки, так как это абсурд по отношению к Нему.
- Всевидение
Аллаh видит все существующее без помощи органов зрения, так как органы присущи созданным.
И человек также может постигнуть, что этот атрибут присущ Создателю, так как если бы у Аллаhа не было такого сыфата, то Он был бы слепым, а слепота – это недостаток. Аллаhу не присущи недостатки, так как это абсурд по отношению к Творцу. Кто говорит, что Аллаh – слепой, тот – немусульманин.
Аллаh сказал о Себе в священном Кур`ане (Сура Аш-Шура, Аят 11):
وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِير
Это означает: «Он – Всеслышащий и Всевидящий».
- Жизнь
Аллаh — Живой. И жизнь Создателя не похожа на жизнь созданных. Его Жизнь без начала и конца, без души, плоти и крови. Доказательством того, что Аллаhу обязательно присуща Жизнь, является существование этого мира. Если бы Он не был живым, то ничего бы не появилось.
- Речь
Аллаh говорит, но Его Речь не подобна нашей. Речь Аллаhа не имеет ни букв, ни звуков, ни голоса, ни языка. Речь Аллаhа вечна без начала и без конца, она не начинается, не прекращается, не изменяется.
- Отличие от созданных
Аллаh не похож ни на кого и ни на что. Аллаh не занимает какое-либо место в пространстве и не имеет объема. Аллаh не тело и не присущи Ему качества созданных, такие как движение, покой, вкус, запах, цвет, соединение, разделение и так далее.
Сказал имам Абу Ханифа:
أَنَّى يُشْبِهُ الخَالِقُ مَخْلُوقَهُ
Это означает: «Создатель не похож на созданных».
Сказал имам Абу Сулейман Аль-Хаттабий:
إِنَّ الَّذِي يَجِبُ عَلَيْنَا وَعَلى كُلِّ مُسْلِمٍ أَنْ يَعْلَمَهُ أَنَّ رَبَّنَا لَيْسَ بِذِي صُورَةٍ وَلا هَيْئَةٍ، فَإِنَّ الصُّورَةَ تَقْتَضِي الكَيْفِيَّةَ، وَهِيَ عَنِ اللهِ وَعَنْ صِفَاتِهِ مَنْفِيَّة
Это означает: «Наша обязанность и обязанность каждого мусульманина – знать, что Аллаh не имеет ни фигуры, ни образа, так как фигура состоит из формы, а Аллаhу и Его сыфатам это не присуще». Передал это имам Аль-Байhакый в книге «Имена и сыфаты».
А также имам Абу Джа‘фар Ат-Тахаyий сказал:
وَمَنْ وَصَفَ اللهَ بِمَعْنى مِنْ مَعَانِي البَشَرِ فَقَدْ كَفَرَ
Это означает: «Кто приписывает Аллаhу какое-либо из человеческих свойств, тот совершает неверие».
Просим у Аллаhа укрепить нас в исламских знаниях и оградить от невежества в религиозных вопросах!
_______________________________________________
[1] Мукалляф – тот, который будет отвечать за свои деяния в День Суда: совершеннолетний, разумный, слышавший призыв к Исламу.