Делегация Духовного управления мусульман Московской области во главе с председателем Муфтием Рушаном Аббясовым, в которую вошли имамы и председатели мусульманских общин Подмосковья, приняла участие в XVII Международном мусульманском форуме, прошедшем 15 декабря в стенах Московской Соборной мечети. В этом году форум прошел под темой «От экологической проповеди к экологическому мышлению: поиск оптимального способа говорения». В форуме приняли участие религиозные, общественные и государственные деятели из Австралии, Боснии и Герцеговины, Египта, Ирана, Казахстана, Турции, Узбекистана, Финляндии, Франции, Соединенного Королевства, США и других стран.
Мероприятие открылось чтением аятов Священного Корана, после чего с приветственным словом к участникам обратился генеральный секретарь Международного мусульманского форума, председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин.
«Выбирая между покорением природы и слиянием с природой с отказом от лидирующей в ней роли, которые являются двумя крайностями, человек призван выбирать разумное, основанное на нравственном чувстве распорядительство, наместничество. Говоря в современных терминах, человек призван мыслить себя не хищником и не жертвой в окружающей среде, но ее компетентным менеджером, заинтересованном не в эксплуатации или расхищении и не существовании на грани выживания, но в равновесии и внутренней гармонии всей мировой экосистемы», — сказал Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин.
Как подчеркнул духовный лидер российских мусульман, потребительское отношение к природе начинается с потребительского отношения к другим людям, к своим собратьям. «Любые экологические лозунги и глобальные цели, не будь они обеспечены фундаментальным целеполаганием в виде достижения справедливости и сохранения гармонии, воздвигнутой Всевышним, грозят вылиться в пустые разговоры», — резюмировал Глава ДУМ РФ и СМР.
Руководитель Управления по делам религии Турецкой Республики д-р Али Эрбаш в обращении к участникам форума отметил следующее: «Всевышний Аллах в Священном Коране (2:195) говорит: «И не обрекайте себя на гибель». Божественное появление передает важное сообщение: если люди не откажутся от потребительского подхода и не организуют разумные отношения с природой на основе взвешенного баланса, мы все столкнёмся со многими проблемами на микро- и макроуровнях».
Он также добавил, что человек, который не может установить дружеские и справедливые отношения со своим окружением, губит самого себя и если так будет продолжаться, для будущих поколений останется усталый, измученный и более сложный мир. Это — большой грех и ответственность, потому что окружающая среда означает жизнь, потому что там, где не будет жизни, не будет и человека.
«Мы обязаны рассказать нашим поколениям и всему человечеству о жизни нашего любимого Пророка (мир ему), его отношении к природе и животным. Мы обязаны убрать из нашей жизни расточительство. Мы обязаны уважать окружающую среду, которую мы используем и получаем пользу» — подчеркнул д-р Али Эрбаш.
В свою очередь, Верховный Муфтий Арабской Республики Египет Шауки Аллям сказал, что Исламский шариат заложил основы понимания экологической сознательности, разъяснил истину существования человека и истину окружающего мира, а также определил отношения человека с окружающим миром и нет сомнения в том, что забота об окружающей среде является основой экологической сознательности, которую определил Ислам.
«Исламское понимание сформировало теорию об отношении человека к природным ресурсам. Не будет преувеличением, если сказать, что проблема охраны окружающей среды является один из основных пунктов шариата и одним главных принципов принятия исламских законов. Экологическая проповедь должна базироваться на логике, говорить языком цифр и научных истин. Работа должна вестись со всей серьезностью» — добавил Муфтий Египта.
Организаторами форума выступили: Международная общественная организация «Международный мусульманский форум», Духовное управление мусульман Российской Федерации при поддержке Фонда исламской культуры, науки и образования и благотворительного фонда «Сафмар».