Решение о его проведении было принято в 1925 году на Всемирной конференции в Женеве, посвященной вопросам благополучия детей.
Права детей в России защищает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года.
Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Международный день защиты детей всегда отмечается проведением различных мероприятий, цель которых привлечь внимание к положению детей всего мира. Обычно основными гостями праздника традиционно становятся детисироты и инвалиды, дети из малообеспеченных и многодетных семей.
Но несмотря на это основное наше существующее законодательство в Исламе – это Священный Кур‘ан и Сунна Пророка Мухаммада (صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّم) уже давно позаботились о правах детей и их защите.
Многие аяты и хадисы разъясняют многозначность роли родителей по отношению к детям.
К примеру Пророк Мухаммад (صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّم) сказал:
«Тот, кто воспитает двух дочерей до совершеннолетия, в Судный день будет со мной вот так (сказав это, он сжал оба пальца, тем самым указывая на близость с ним в Судный день)»(Муслим).
Также в другом хадисе говорится:
«лучшее, что может отец дать своему ребёнку, – это хорошее воспитание».
В одном из аятов Священного Кур‘ана Всевышний Аллах говорит о детях следующим образом:
الْمَالُ وَالْبَنُونَ زِينَةُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَالْبَاقِيَاتُ الصَّالِحَاتُ خَيْرٌ عِندَ رَبِّكَ ثَوَابًا وَخَيْرٌ أَمَلًا
«Богатство и сыновья – украшение земной жизни. Но вечные блага лучше перед твоим Господом по награде и ожиданиям»[18:46].
Также в другом аяте сказано, что дети это искушение:
وَاعْلَمُوا أَنَّمَا أَمْوَالُكُمْ وَأَوْلَادُكُمْ فِتْنَةٌ وَأَنَّ اللَّهَ عِندَهُ أَجْرٌ عَظِيمٌ
«И знайте, что ваше имущество и ваши дети – это искушение, и что у Аллаха – великая награда» [8:28].
Этим Всевышний Аллах предостерегает людей, напоминая нам о том, что дети и богатство – это дар Аллаха и Он даровал их для того, чтобы узнать насколько мы будем благодарны Ему за них и будем ли повиноваться Ему в том, что касается их. Иными словами можно сказать будем ли мы выполнять свои обязанности должным образом относительно наших детей и имущества, или же будем заняты лишь собой или ими и заменим любовь к Аллаху на любовь к ним (чрезмерная нездоровая любовь).
Да, действительно дети – это дар от Аллаха и аманат, предоставленный нам на временное хранение. Наши дети – это наше будущее, наша надежда и радость и так далее, можно без конца перечислить какую ценность и значимость представляет собой ребенок для своих любящих родителей.
Но не стоит забывать про ответственность за них перед Всевышним Аллахом и основное их значение (временное хранение).
Религия Ислам призывает воспитывать людей в духе нравственности и моральных принципов, и наилучшим примером для нас является нрав Пророка Мухаммада (صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّم), в соответствии этому с рождением ребенка родителям необходимо уделять много времени его должному воспитанию.
كلُّ مولودٍ يولَدُ على الفطرةِ فأبواه يُهوِّدانِه أو يُنصِّرانِه أو يُمجِّسانِه
«Каждый ребенок от рождения – мусульманин, это позже родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника». (Ибн Хиббан).
Этот хадис раскрывает, насколько велика роль родителей в воспитании невинного чистого дитя, пришедшего в этот мир. Поскольку ребенок обладает великой способностью подражать, специалисты твердят, что его воспитание надо начинать с момента первого вдоха.
В Исламе же рекомендовано заботится о своем потомстве с момента выбора будущей матери, если женщина набожна и имеет хороший нрав, то есть большая вероятность, что она воспитает благих детей и в семье будет порядок. И в момент бракосочетания обоим родителям необходимо обратиться с мольбой к Всевышнему Аллаху о даровании благого ребенка. В известной пословице говорится: «Что посеешь, то пожнешь».
В Исламе детское воспитание рассматривается как фундаментальный предмет и родители несут основную ответственность за их воспитание.
Поэтому, как сказано, было ранее, дети – это аманат, предоставленное на временное хранение. Почему именно временное? А потому что они вырастают, проходит время… и со временем дети покидают родительский дом, создают свою семью, воплощают и несут в жизнь то, что впитывали в себя за время пребывания под родительской опекой. В дальнейшем их жизненная позиция (убеждения, роли, идеи, ориентиры и прочее) и взаимоотношения (среди друзей, в кругу семьи, с родителями, в обществе) зависят во многом от того, что они им дали и транслировали при развитии их родители.
Человек создан из трех составляющих: душа, разум и тело.
И он создан самым прекрасным образом, обладающим самыми превосходными качествами среди всех творений Аллаха. Полноценное и гармоничное развитие и здоровье ребенка в основном зависит от того насколько было уделено родительское внимание этим составляющим основам. Поэтому, забота о ребенке заключается не только в том, чтобы накормить, обуть, одеть или дать ему первоклассное высшее образование, а огромное место имеет значение в его воспитанности.
Согласно этому необходимо заботится о душевном состоянии ребенка – воспитывать в нем качества благого нрава, проявления любви к Аллаху и Его религии, научить уважать и почитать родителей и старших, относиться с почтением к ценностям морально-духовного и общественного характера.
Зачастую в современном мире некоторые родители очень тщательно заботятся о материальном будущем своих детей и их статусе, порой забывая об уроках морали и нравственных устоях, о гармоничном развитии их внутреннего духовного мира, не придавая ему особого значения. В итоге к старости такие пожилые отец и мать остаются один на один со своими проблемами и могут быть оставлены своими детьми без ухода и должного внимания.
Также есть другие категории детей, которые бывают, оставлены с момента рождения, не успев появиться в этот мир становятся сиротами и остаются на попечении государства в детских домах. В чем же вина этих маленьких детей? Дети конечно не причем, они не выбирают родителей. Этот фактор говорит о недостаточном внимании к этим «горе-родителям», которое было направлено когда-то в их жизни со стороны семьи, где-то были допущены большие пробелы и ошибки в их воспитании, что в последствии они не смогли себя реализовать в качестве настоящих родителей.
От имама Бухари передается, что Посланник Аллаха (صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّم) сказал:
«Я и опекун сироты в Раю будем близки друг к другу как эти два», а затем поднял два пальца, указательный и средний, и раздвинул их.
Забота о сиротах – один из путей приближения к Посланнику Аллаха (صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّم) и получения довольства Всевышнего Аллаха.
Согласно Исламу родители по отношению к детям имеют свои обязанности, которые необходимо соблюдать.
1) Прочитать новорожденному азан и икамат, а также дать ему достойное, мусульманское имя с хорошим значением.
2) Сделать жертвоприношение – акыка, согласно Сунне, в честь рождения ребенка. Для мальчика – два барана, для девочки – одного.
3) Вырастить ребенка здоровым как физически, так и духовно. Родители
должны всячески оберегать своих детей от вредных вещей и поступков, не причинять им вред (зульм), не притеснять (оскорблять и унижать, не разрушать их духовный мир), а также ни в коем случае не злоупотреблять физическим воздействием на детей. Не кормить детей запретным – харамом, так как ответственность за это возлагается тем, кто обеспечивает их едой.
Необходимо заботиться о них и хорошо воспитывать, и быть им во всем примером и образцом для подражания, лишь тогда можно вырастить здорового ребенка во всех смыслах.
4) Любить детей, целовать, уделять им свое время, потому что они очень нуждаются в этом так же, как и в пище.
Согласно преданиям, Пророк Мухаммад (صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّمْ) любил детей и проводил с ними много времени.
Благородная Айша (радыаллаху анха) сказала:
«Один араб обратился к Пророку с вопросом: «Целуете ли Вы детей? Мы – не целуем». На что он ответил: «Что я могу сделать, если Аллах лишил твое сердце милосердия?».
5) Быть справедливым к детям, не выделять подарками или лаской одних перед другими. Не давать детям поводов ссориться между собой и не требовать от них того, что им не под силу. Научить их смиренности и скромности. Сказал Пророк Мухаммад (صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّم):
«Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы к своим детям».
6) Научить своих детей совершению пятикратного намаза и выполнению иных религиозных предписаний и обязанностей. По этому поводу Посланник Аллаха (صَلَّى اللَّه عَلَيْهِ وَسَلَّم) сказал: «Как только ребенок достигнет семи лет, требуйте от него выполнения намаза. А если в десять лет не будет читать намаз, то наказывайте его за это (за нежелание совершать молитву). И в этом возрасте разделяйте их постель».
7) Дать ребенку образование, обучить какой-нибудь профессии, чтобы он мог зарабатывать, когда вырастет.
8) Никах – женить или выдать замуж своих детей своевременно, если они достигли зрелого возраста.
9) В случае смерти ребенка проявить терпение. Это в сунне описано – если родители, зная о награде, во время смерти будут терпеливы, то Всевышний Аллах введет их в Рай.
Детей нужно воспитывать в любви, общаться с ними, разговаривать. Если мы сами не будем заполнять их своими разговорами, обязательно найдутся люди, которые заполнят эту нишу. Станьте примером для своего ребёнка, тогда у вас начнётся дружба. Людям, создавшим семью надлежит знать и ни на мгновенье не забывать о том, что ребенка может дать только Сам Всевышний Аллах, и вместе с этим родителям нужно осознать свой долг перед ним и стремиться исполнить его как подобает.
Исполнение этих прав является ваджибом и следование этому обязательно.
автор:
Еникеева Эльмира ханум.