Открытая лекция о важности исламского наследия, прочитанная верховным муфтием Арабской Республики Египет доктора Шауки Аллямом перед студентами и участниками пленума ДУМ РФ в Московском исламском институте. Дается в сокращении
В начале хочу всех поздравить с наступлением месяца раби-уль-авваль – месяца рождения Пророка (мир ему), которого Аллах ниспослал вместе с Божественной Книгой, которая несет свет и милость всему человечеству. Сподвижники Пророка очень любили его, обращали внимание на его поступки и действия, старались передать максимум информации о нем, включая и то, как он обращался со своими женами, домочадцами и родственниками. Ничего подобного в истории не было. Сахабы (сподвижники) следовали сунне Пророка (мир ему), чья пророческая миссия происходила в течение 23 лет, и вдохновлялись от его слов и поступков. Как мы знаем, в его пророческой деятельности было две эпохи: мекканская и мединская. В Мекке он жил в окружении язычников, но никогда не терял надежду призвать их [к вере в Единого Бога], он знал, что в будущем Аллах наставит их на прямой путь. Посланник Аллаха (мир ему) всегда смотрел в будущее с надеждой, несмотря на то, что был притесняем язычниками. И, когда к нему пришел Ангел Джабраил и предложил уничтожить притеснявших его людей, то Посланник Аллаха (мир ему), думая о будущем, надеялся, что эти люди примут ислам, и это будет для них благом. Взгляд в будущее состоит из двух аспектов. Первое – это никогда не терять надежду и прикладывать все усилия, чтобы добиться своей цели. Второй аспект – это предпосылка к будущему, то есть исходя из деталей того, что происходит сейчас, мы можем предсказать то, что произойдет в будущем. Этот (принцип) взял за основу ханафитский мазхаб. Это называется гипотетический фикх (аль-фикх ат-такдири, то есть «гипотетическое, предполагаемое право»). В Управлении по делам фетв АРЕ мы тоже следуем этому фикху – учитываем предпосылки будущего и стараемся найти подходящие решения вопросов. Мы стараемся найти правовое решение по тем вопросам, которые могут возникнуть в будущем.
Второй аспект, который мы берем из жизнеописания Пророка (мир ему), — это то, что он жил среди своего народа. Он был одним, кто жил судьбой своего народа. Пророк (мир ему) настолько любил свою Родину – Мекку, что никогда бы не покинул ее, если бы его не изгнали. Известно, что Пророк (мир ему) сказал: «Клянусь Аллахом, я знаю, что ты (Мекка) самое любимое место у Аллаха и, если бы твой народ не изгнал меня, я бы никогда не покинул тебя». Другой очень важный аспект жизни Пророка (мир ему) – это его обращение как с мусульманами, так и с немусульманами. Известно, что он отправил две делегации в Эфиопию, в христианскую страну. Когда царь Эфиопии воевал с врагами, мусульмане участвовали на его стороне, защищая Эфиопию от врагов. Эти мусульмане, отправившиеся в Эфиопию, были в самом начале пути к полноценному вероубеждению, но у них была великая миссия и глубокая вера. Если мы проанализируем эту ситуацию, то поймем, что, если иман (вера) стойкий, то никакие обстоятельства не смогут его поколебать. Произошедшее со сподвижниками Пророка (мир ему) в Эфиопии, когда они стали частью этой страны, мы видим сейчас и в России. Мусульмане России также представляют часть российского общества, они следуют законам Российской Федерации, они вносят свой вклад в развитие страны, и при этом у них нет колебания в вере. Они стойки в своей вере, и, живя в согласии с другими народами, сохранили свои исламские ценности.
После того, как наш Пророк (мир ему) ушел из жизни, сахабы продолжили его миссию. Один из сподвижников Амр ибн аль-Ас пришел в Египет. С ним были и другие сподвижники. Они увидели тяжелое положение христиан в Египте, которых притесняли римляне. Римляне даже изгнали верховного христианского священника Биньямина из Египта. Сахабы изгнали римлян, вернули верховного священника и позволили христианам посещать свои церкви. Христиане получили возможность пользоваться религиозной свободой. Через сто лет большинство населения Египта стали мусульманами по доброй воле. Но при этом те, кто остался христианами, пользовались своими правами. В соответствии с фетвой, те церкви, которые были построены, в том числе уже во время правления мусульман, подлежат восстановлению и реставрации. «Если бы Аллах не удерживал одних людей другими, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Божье» (22:40).
Из жизнеописания Посланника (мир ему) мы видим, что, когда он переселился в Медину, он заключил договор – Мединский документ (дустур аль-мадина), где было заключено соглашение между мусульманами и представителями различных конфессий, которые проживали в окрестностях Медины. Этому принципу, которому следовал Посланник Аллаха (мир ему), следуем и мы в Египте. Мы в быту и на работе общаемся с представителями разных религий нашей страны. Люди, которые приезжают в Египет, даже не могут отличить, где мусульмане, где немусульмане. Это и означает единство нашего народа. Почему мы вспоминаем историю жизни Пророка (мир ему)? Эта история показывает нам, как мы должны жить. Мы, благодаря этому, можем строить наши отношения с людьми разных конфессий, разных национальностей, и жить в согласии. История Пророка (мир ему) учит нас даже тому, как обращаться с животными. Мы видим то, что происходит в России и в СНГ, и какой вклад внесли эти государства в развитие ислама. Известные мусульманские ученые, внесшие большой вклад в развитие ислама и исламских наук, родились и жили на территории этих земель. Множество трудов по исламским дисциплинам написали представители ханафитского мазхаба, жившие на этих землях. Имам аль-Бухари был проницательным ученым. Обратимся к его труду Сахих-аль Бухари – сборнику хадисов. Многие ученые считают этот сборник самым достоверным.
Раньше мусульманский ученый не был специалистом только в одной области. Правовед не был только правоведом, он обладал знаниями и в других областях науки, например, в философии, истории, медицине. Университет Аль-Карауин (Марокко), я видел рукописи мусульманских ученых-правоведов – специалистов по медицине. Мусульманские ученые передали человечеству огромный багаж знаний. Мусульмане и сейчас не перестают вносить свой вклад в развитие всего человечества, развитие наук. Находясь на конференции по фетвам, я увидел два момента. Первый момент – мы изучали наследие (российских мусульманских ученых), связанное с принципами вынесения фетв. Второй момент – портреты муфтиев, которые я видел в здании Духовного управления мусульман РФ. Конечно, нас воодушевляет то духовное наследие, которое оставили нам наши предки. Мы сейчас ценим это наследие и следуем этим традициям. Очень важно изучать это наследие, в том числе и то, что связано с фетвотворчеством. Как мы знаем, наши предки оставили нам ту методологию, с помощью которой мы можем решать различные проблемы сегодняшнего дня. Не вдаваясь в «тонкости», которые были присущие только прошедшему времени и в наши дни потеряли актуальность, мы должны изучать их методологию и их наследие.
В завершении своего выступления я хочу выразить благодарность Духовному управлению мусульман РФ за тот вклад, который оно вносит в изучение и исследование трудов известных ученых. А, именно, благодаря усилиям ДУМ РФ переведены книги шейха Аль-Азхара имама Махмуда Шальтута (1893-1963) и известного ученого Мухаммада Абдо (1849-1905), самого молодого шейха в истории Аль-Азхара Мустафы аль-Мараги (1881-1945), который был и кадыем. Махмуд Шальтут был учеником Мустафы аль-Мараги. Эти ученые разбирали современные проблемы мусульманского общества, предлагали соответствующие решения. И я очень рад, что их дело и учение имеет свое продолжение. В ДУМ РФ продолжили эти традиции. Хочу дать небольшое наставление ученым, имамам. Мы должны вносить свой вклад. От нас этого ждут люди. На нас Аллах возложил великую миссию, избрав нас как ученых-богословов с великой целью, чтобы мы доносили до людей ценности нашей религии, и чтобы мы давали людям пример для подражания, отражали ту культуру, то наследие, которое нам оставил пророк Мухаммад (мир ему). Пророк больше всего обращал внимание на состояние сердец, на набожность, богобоязненность.
новость:https://dumrf.ru/upravlenie/speeches/22542