Вера в Судный День
Еще одним из Столпов Веры является Вера в Судный День. В Кур‘ане сказано (102:8):
ثُمَّ لَتُسْئَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ
– «За блага, дарованные Богом, каждый будет отвечать в День Отчета, независимо от того, был он верующим или нет. Верующие ответят за то, как они использовали эти дары, а неверующие – за то, как использовали дары и за то, что были неверующими». Поэтому, пока человек жив, он должен контролировать себя, как и что он делает, чем занято время его жизни. Если он в этой жизни поступает правильно согласно учению Пророка Мухаммада, мир Ему и благословение, терпеливо переносит все трудности и избегает совершения грехов ради Аллаhа, то он будет радостным на Том Свете и его радость будет вечной.
Судный День начнется с воскрешения мертвых, когда тела, разложившиеся в могилах (кроме тел Пророков, шаhидов и некоторых святых, т.к. их тела не разлагаются), по Всемогуществу Аллаhа восстановятся и станут такими же, какими были при жизни на этом свете. Сказано в Кур‘ане (22:7):
وَأَنَّ السَّاعَةَ ءَاتِيَةٌلاَّ رَيْبَ فِيهَا وَأَنَّ اللهَ يَبْعَثُ مَنْ فِى القُبُورِ
– «Воистину, наступит час, и нет сомнения в этом, и Аллаh воскресит всех, кто в могилах». Они выйдут из могил, в каждого умершего войдет душа и каждый из них будет приведен на место Сбора. В Кур‘ане сказано:
وَنَحْشُرُهُمْ يَوْمَ القِيَامَةِ عَلى وُجُوهِهِمْ عُمْياً وبُكْماً وصُمّاً
– «Бойтесь Аллаhа и знайте, что вы будете собраны» (2:203). Рабам Аллаhа предстоит Отчет – им будут показаны их деяния, которые они совершали в этой жизни, и вручены книги, в которых Ангелы Ракыб и ‘Атид записали то, что каждый совершил при жизни на земле. Мусульманин возьмет свою книгу правой рукой, а неверующий – левой рукой и за спиной. В Кур‘ане сказано (84:7 – 12):
فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ (٧) فَسَوْفَ يُحَاسَبُ حِسَابًا يَسِيرًا (٨) وَيَنْقَلِبُ إِلَى أَهْلِهِ مَسْرُورًا (٩) وَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ وَرَاءَ ظَهْرِهِ (١٠) فَسَوْفَ يَدْعُو ثُبُورًا (١١) وَيَصْلَى سَعِيرًا (١٢)
– «Кому дана книга в правую руку, у того отчет будет легким, и будет он радостным. А кому дана книга в левую руку и за спиной, тому приготовлено пламя и вечные мучения».
В хадисе, переданном имамами Ахмадом и Ат-Тирмизием, сказано:
ما مِنكُم مِن أَحَدٍ إلاَّ سَيُكَلَّمُهُ رَبُّهُ يَومَ القِيَامَةِ لَيسَ بَينَهُ وبَينَهُ تَرجُمانٌ
– «Аллаh говорит с каждым в Судный День и нет переводчика между Ним и вами». Речь Аллаhа не подобна речи созданных, но по Воле Аллаhа каждый будет знать, что сказано Аллаhом в его адрес. В Судный День на огромных Весах, имеющих две чаши, будут взвешены деяния рабов Аллаhа. В Кур‘ане сказано (101:6-9):
فَأَمَّا مَن ثَقُلَتْ مَوَزِينُهُ, فَهُوَ فِى عِيشَةٍ رَّاضِيَةٍ وَأَمَّا مَنْ خَفَّتْ مَوَزِينُهُ, فَأُمُّهُ, هَاوِيةٌ
– «У кого будет больше благодеяний, тот будет в жизни блаженной, а у кого больше грехов, того постигнут мучения (если Аллаh их не простит)».
Давать вознаграждение покорным не является обязанностью Аллаhа, так как Он никому ничем не обязан. Он дает вознаграждение по Своей Милости как дар, который обрадует верующего на Том Свете. Также Аллаh не обязан наказывать грешников. По Своей Справедливости Он дает наказание, то есть, то, что огорчает раба в Судный День, как, попадание в aд или меньше этого, например, мучение в Судный День от палящего солнца. Имам Аль-Бухарий передал хадис, в котором говорится о том, что «7 категорий людей будут спасены от палящего солнца в Судный День, когда не будет никакой тени, кроме тени Аль-‘Арша – это: правдивый и справедливый имам (правитель); человек, который провел свою молодость в поклонении и остался таким до смерти; человек, сердце которого связано с мечетями, который любит находиться в мечети и как только выходит из нее, всегда стремится вернуться обратно; люди, взаимоотношения которых были построены на взаимном уважении, любви, стремлении помочь друг другу; молодой человек, говорящий, что боится нарушить Закон Бога, отказываясь от прелюбодеяния с красивой и знатной женщиной, предлагающей ему себя; человек, скромно дающий милостыню, скрывая это, чтобы окружающие не заметили его благое дело; а также человек, который часто делает зикр, вспоминает Аллаhа, и при этом его сердце наполнено богобоязненностью и смирением, а глаза полны слез».
Чтобы попасть в Рай, люди и джинны должны пройти Путь, то есть мост над aдом, один конец которого будет на вновь созданной земле, а другой конец будет недалеко от Рая. О Пути сказано:
بَلَغَني أَنَّهُ أَدَقُّ مِنَ الشَّعْرَةِ وَأَحَّدُّ مِنَ السَّيْفِ
– «Мне передано, что он тоньше волоса и острее меча» (передал имам Муслим от сахаба Абу Са‘ида Аль-Худрийя). Здесь имеется в виду опасность положения, на самом деле мост большой и широкий. Трудность или легкость перехода через него зависит от деяний в этой жизни. Одни верующие пролетят над мостом, другие будут только касаться его, некоторые из них упадут в aд, а некоторых Аллаh спасет. Все неверующие упадут в aд. Перейдя мост, перед тем как зайти в Рай верующие будут пить из благословенного Водоема, и после этого они никогда не будут испытывать жажду.
В Судный День мусульманам – грешникам может быть даровано заступничество со стороны Пророков, богобоязненных ученых, шаhидов и Ангелов, то есть, заступники будут просить у Аллаhа об избавлении от наказания некоторых грешников – мусульман, для одних это будет до вхождения в aд, а для других после вхождения в aд. В Кур‘ане сказано (21:28):
وَلا يَشْفَعُونَ إِلاَّ لِمَنِ ارْتَضَى
– «Не заступаются, кроме как за тех, кем доволен Аллаh». А Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, говорил:
شَفَاعَتِى لأَهْلِ الكَبَائِرِ مِنْ أُمَّتي
– «Мое заступничество для совершивших большие грехи из Моей общины» (передал Аль-Хаким).
Передано от имама ‘Али, что он говорил: «Когда они (верующие) приблизятся к одним из ворот Рая, то увидят дерево, из-под корней которого бьют два источника. Подойдут к одному источнику и будут пить из него. Тогда по Воле Аллаhа из их органов уйдут все болезни. Затем подойдут ко второму источнику и очистятся в его водах, и по их телам заструится сияние благодати…». Далее имам ‘Али сказал: «…Потом они войдут в Рай, и им будет сказано: «Мир вам и всех благ! Будете пребывать здесь вечно». Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, сказал в описание Рая: «Я клянусь Господом Ка‘бы, Рай яркий, излучающий свет, там дерево покачивающееся, река текущая, дворец, возносящийся высоко, созревшие фрукты и прекрасная жена в вечном пребывании, радость и бодрость» (передал Ибн Хиббан).
Судный День закончится, когда обитатели Рая будут Раю, а обитатели aда – в aду. Как сказано в Кур‘ане (70:4):
فى يَوْمٍ كَانَ مِقْدارُهُ خَمْسينَ أَلْفَ سَنَةٍ
– «Этот День продолжительностью 50 000 лет (по нашему времяисчислению)». Но для богобоязненного верующего, как сказал Пророк Мухаммад, мир Ему и благословение, «этот день будет легок, даже легче чем время, которое проходит для соблюдения одного обязательного намаза в этой жизни».
Эта жизнь проходит быстро, сколько бы человек ни жил, все равно наступит смерть. Поэтому пусть каждый из нас задумается: готов ли он встретить Ангела смерти? Приготовил ли он то, что ему полезно и нужно и является причиной его спасения после смерти?